Так забавно. Раньше я читала фанфики с джоннисами. Не очень много, но достаточно. Сегодня весь день (и вчера весь вечер) я читала фанфики по Толкину. И почему меня не покидает странная мысль? Джоннисы же настоящие, они где-то там действительно ходят, встречаются, ссорятся и мирятся. Но я почему-то никак не могу в это поверить. Они для меня как персонажи очень интересной истории, выдуманные. И фанфики про них "ненастоящие". Какие-то они аморфные, искусственные в фанфиках, про таких сложно думать, что это настоящие люди, а не картонные герои, не марионетки в театре кукол. Живые люди превращаются просто в персонажей, причем персонажей даже не одной истории, а сотни разных, не связанных друг с другом.
А тем временем выдуманные герои оживают. Почему-то эльдар (и не только эльдар - люди, орки, хоббиты, даже Саурон и Мелькор) в прочитанных историях такие зримые, узнаваемые, знакомые, живые. Не нужно даже усилий прилагать, чтобы представить, как они двигались, как говорили, как выглядели. Слово не сказку читаешь, а рассказ очевидца слушаешь, причем о тех, о ком не по наслышке в общем-то знаешь. И удивительно, что множество разных рассказов от совершенно разных людей сплетаются в одну историю, дополняя друг друга, повествуя об одних и тех же героях. Сколько уже было спето и сказано о Финроде, но это все тот же Финрод, один образ, а не сотни.
Я не говорю сейчас про апокрифы, я их толком не читала пока. Но даже апокрифы, противореча общему замыслу, тем не менее дополняют своими нотами общую музыку. Не разрушают произведение, а помогают глубже понять его.
И мир. У джоннисов в фанфиках нет мира. Это все какие-то абстрактные квартиры, улицы, рестораны, гримерки. Там нет названий, это лишь плоские декорации.
И как в противовес этому ярок и многогранен мир Арды, где все имеет свое имя. Для меня одни названия уже музыка: Химлад, Химринг, Дортонион, Оссирианд, Белерианд, Нарготоронд, Гондолин. И за каждым - горы, озеры, поля, леса. Так, будто когда-то видел их своими глазами.
Просто удивительно, как реальная жизнь перетекает в вымышленные образы, а придуманных героев становится очень трудно называть "придуманными". Хотя я даже отчасти понимаю, почему так происходит.